Темперная живопись

Ввиду своих достоинств темпера наряду с фреской пользовалась большой популярностью в средние века и во времена Ренессанса, причем вследствие трудоемкости последней эти два способа нередко применяли в одном произведении. В зависимости от состава связующего вещества темпера имеет то большую, то меньшую плотность и потому в различной мере закрывает поры стены (но все же меньше, чем масло) и имеет различный тон.

Для росписи лучше всего подходитяичная и казеиновая темпера. Старинный рецепт темперы для росписи: цельное яйцо, некрепкий винный или столовый уксус (пиво, хлебный квас, разбавленное водой вино) в количестве, равном объему яйца.

Для росписи стен используют также казеиновую темперу различного состава, причем темпера, содержащая меньшее количество масел и смол, считается более подходящей. Она имеет более легкий и воздушный тон и в меньшей степени препятствует "дыханию" стен. Казеиновая темпера обладает высокой клеящей способностью. Она хорошо связывается с поверхностью материала, на который наносится, поэтому требует крепкой штукатурки и плотного грунта, так как в противном случае может сорвать поверхность.

Краску наносят на известковую штукатурку, которая может состоять из двух слоев. Первый включает крупный песок и известь, второй - толченый мрамор (про пущенный через мелкое сито) и известь; или на одну часть извести берут две части алебастра; или алебастр смешивают с толченым мрамором. В результате получается гладкая поверхность, отличающаяся белизной.

Чтобы не возиться со штукатуркой, на стену можно наклеить холст с готовой росписью или чистый холст под роспись. Живопись темперой, выполненная на холсте (из льняной или пеньковой мелкозернистой ткани), приклеенном к штукатурке (клейстером на ржаной муке, в который вводятся канифоль и щелочь, увеличивающие клейкость), обладает большой прочностью. В случае необходимости ее можно снять со стены или потолка и перенести в другое место. Холст средней плотности грунтуют один раз толстым слоем. Если нужно получить идеально гадкую поверхность, холст грунтуют три-шесть раз (тонким слоем яичного или казеинового эмульсионного грунта с небольшим содержанием масла), а затем шлифуют грунт наждачной шкуркой.



История темперной живописи