Монументальная живопись

Техники монументальной живописи

Фреска. Под фреской сегодня часто подразумевают любую декоративную интерьерную роспись, независимо от того, в какой технике она выполнена, будь то масляная, клеевая или темперная живопись. Фресковая роспись известна еще со времен Древней Греции, хотя само название произошло от итальянского fresco, что значит "свежий". Она выполняется разведенными на воде минеральными красками по свеженанесенной известковой штукатурке. Во времена Ренессанса ее называли affresco (альфреско), что означает "писать по свежей штукатурке". Из всех живописных техник эта самая сложная, так как требует от художника высокого мастерства: писать нужно быстро (пока штукатурка влажная) и сразу правильно, так как ничего исправить нельзя. Также нужно учитывать, что на сырой стене краски выглядят иначе, нежели на сухой. Поэтому многие художники, профессионально владеющие маслом и темперой, в этой технике работать не могут.

Фресковая роспись, с одной стороны, обеспечивает силу и чистоту цветового тона (кроме воды в краску не вводят никаких добавок), а с другой - высокую прочность и долговечность (краска затекает при еще влажной штукатурке во все имеющиеся на поверхности мельчайшие

щели.

Роспись масляными красками. Как показал многовековой опыт, масляная живопись в меньшей степени, чем другие, пригодна для росписи. Она представляет собой плотный непроницаемый слой краски, препятствующий самовентиляции стены. Этот недостаток требует специальной подготовки стены, поддержания температурно-влажностного режима в помещении для защиты живописи от воздействия влаги, которая может скапливаться внутри и стать причиной разрушения изображения. Пример тому история росписи Леонардо да Винчи "Тайная вечеря". Во времена Ренессанса художники, писавшие маслом, тщетно искали средства против изменения и разрушения живописи под влиянием сырости стен. Несмотря на то что в тот период процветала фресковая и темперная роспись, Леонардо да Винчи предпочел масло, так как оно позволяло растянуть процесс работы. Несмотря на тщательную по тем временам подготовку поверхности стены, большая часть шедевра разрушилась - в основном от сырости. Еще один недостаток масляной росписи - блестящая поверхность, которая мешает рассматривать изображение со всех точек помещения. Но, несмотря на очевидные недостатки, такой росписью часто украшали стены.

Подготовка стен и потолков под живопись масляными красками ничем не отличается от подготовки под высококачественную окраску. Предварительно выровненную и оштукатуренную поверхность нужно отшлифовать, чтобы она была гладкой, а фактура мелкозернистой. Лучше всего для этой цели подходит известковая штукатурка. Она обязательно должна быть сухая.